Приложение 15
Особенности организации образоваТельного процесса при изучении
учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
I |
II |
III |
IV |
Год
утверждения (издания) учебной программы |
2017 |
2017 |
2017 |
2018 |
Все учебные программы размещены
на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная /
Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование /
Учебные предметы. I–IV классы.
2. Учебные издания
В 2021/2022 учебном году
используются учебные пособия, электронные версии
которых размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by.
В дополнение к учебным пособиям имеются
учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся (рабочие тетради,
альбомы заданий на печатной основе),
которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не
являются обязательными. Учитель не
вправе требовать от учащихся их приобретение.
Полная информация об учебно-методическом
обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном
образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный
процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
3. Особенности организации
образовательного процесса
Реализация
воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022
учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в
образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов. Решение
этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных
результатов.
Учебной
программой по изобразительному искусству предусмотрено формирование у учащихся ценностного
отношения к национальному искусству своего народа и народов мира, умения
рационально организовывать процесс художественно-творческой деятельности, развитие художественно-образного
мышления, наблюдательности и воображения, способности эстетически воспринимать,
эмоционально оценивать и анализировать произведения искусства, объекты и
явления природы.
При
формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные
личностные образовательные результаты.
В содержании
учебного предмета «Изобразительное искусство» в наибольшей мере на
достижение личностных образовательных результатов ориентированы разделы: «Эстетическое восприятие
действительности и искусства» («Особенности городского и сельского пейзажа,
облик современных городов и сел», «Охрана природы, памятников культуры и
исторических достопримечательностей своего региона», «Выдающиеся памятники
белорусской и зарубежной архитектуры», «Произведения народного и декоративно-прикладного
искусства: Огово, Кремно, Давид-Городок, белорусские тканые постилки и пояса,
изделия из соломки и льна» и др.), «Практическая художественно-творческая
деятельность» («В гостях у ветерана Великой Отечественной войны», «Открытие
памятника», «Вечный огонь», «Наша школа», «Национальная библиотека Беларуси»,
«Выполнение эскизов декора предметов разной формы и назначения: «Ивенецкие
узоры», «Оговские сундуки (куфры)», «Слуцкие пояса») и др.
Для
эффективной реализации воспитательного потенциала учебного предмета необходимо
создавать на учебных занятиях атмосферу творческого поиска, эмоционального
восприятия предметов окружающей действительности и произведений искусства,
поиска учащимися способов художественного самовыражения.
При подборе дидактического
материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким
упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь
к Родине, способствуют формированию национального самосознания.
С целью
реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется
использовать активные методы и формы обучения (создание проблемных ситуаций,
деловая игра, викторина, моделирование художественно-творческого процесса и
др.).
Обращаем внимание, что обучение изобразительному искусству в I–IV классах учреждений
общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе
(без выставления
отметок).
В течение учебного года учитель должен вести систематический учет
результатов учебной деятельности учащихся. Форму и вид фиксации результатов
усвоения учащимися умений и навыков, предусмотренных учебной программой по
учебному предмету «Изобразительное
искусство», учитель определяет самостоятельно.
По учебному предмету «Изобразительное
искусство» выполнение домашних заданий
не предусматривается.
В учреждениях
общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением
учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей
учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж
искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств), по
завершении обучения и воспитания на III ступени общего
среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся
сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых
направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.
В иных
учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых
направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов
искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимально
допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.
Для проведения факультативных занятий используются
учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы
факультативных занятий размещены
на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный
процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные
предметы. I–IV классы, Допрофессиональная и
профессиональная подготовка.
4. Организация методической работы
При планировании методической работы с
учителями изобразительного искусства в 2021/2022 учебном году следует учитывать
требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного
образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.
Для организации деятельности
методических формирований учителей изобразительного искусства в 2021/2022
учебном году предлагается единая тема: «Совершенствование
профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства по использованию технологии визуализации учебной
информации в современном образовательном процессе».
На августовских предметных секциях
рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Нормативное правовое и
научно-методическое обеспечение образовательного процесса по изобразительному
искусству в 2021/2022 учебном году:
учебные программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на 2021/2022 учебный год;
эффективность
использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических
комплексов по изобразительному искусству.
2. Планирование
работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:
анализ методической работы в 2020/2021
учебном году;
организация работы методической сети
учителей изобразительного искусства в 2021/2022 учебном году: планирование
работы районных методических объединений и других методических формирований.
В течение
учебного года на заседаниях методических формирований учителей изобразительного
искусства
рекомендуется рассмотреть актуальные
вопросы по использованию современных технологий визуализации в образовательном
процессе по изобразительному искусству с учетом эффективного педагогического
опыта педагогов региона:
визуализация
учебной информации в образовательном процессе по изобразительному
искусству;
воспитательный
потенциал уроков изобразительного искусства;
использование учебных пособий для организации самостоятельной
учебно-познавательной и
художественно-творческой деятельности учащихся;
повышение
эффективности учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучающихся посредством визуализации учебной информации по изобразительному
искусству;
формирование метапредметных, предметных,
личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации по изобразительному
искусству;
современные средства визуализации на
уроке изобразительного искусства: проектирование урока, его проведение и
анализ;
визуализация как
средство развития творческих способностей, креативности учащихся;
приемы визуализации художественного
образа, обеспечивающие продуктивное творческое мышление учащихся на уроках
изобразительного искусства;
моделирование урока изобразительного искусства с
использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного
потенциала урока.
С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной
компетентности педагогов по использованию современных технологий визуализации в
образовательном процессе по изобразительному искусству в государственном учреждении образования «Академия последипломного
образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение
повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Подробная информация о курсовых и межкурсовых
мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами
в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного
учреждения образования «Академия последипломного
образования» (www.academy.edu.by).
Комментариев нет:
Отправить комментарий