Приложение 15

 

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

1. Учебные программы

В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

Класс

I

II

III

IV

Год утверждения (издания) учебной программы

2017

2017

2017

2018

 

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.

2. Учебные издания

В 2021/2022 учебном году используются учебные пособия, электронные версии которых размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by.

В дополнение к учебным пособиям имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся (рабочие тетради, альбомы заданий на печатной основе), которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Учитель не вправе требовать от учащихся их приобретение.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.

3. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Учебной программой по изобразительному искусству предусмотрено формирование у учащихся ценностного отношения к национальному искусству своего народа и народов мира, умения рационально организовывать процесс художественно-творческой деятельности, развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и воображения, способности эстетически воспринимать, эмоционально оценивать и анализировать произведения искусства, объекты и явления природы.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

В содержании учебного предмета «Изобразительное искусство» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы разделы: «Эстетическое восприятие действительности и искусства» («Особенности городского и сельского пейзажа, облик современных городов и сел», «Охрана природы, памятников культуры и исторических достопримечательностей своего региона», «Выдающиеся памятники белорусской и зарубежной архитектуры», «Произведения народного и декоративно-прикладного искусства: Огово, Кремно, Давид-Городок, белорусские тканые постилки и пояса, изделия из соломки и льна» и др.), «Практическая художественно-творческая деятельность» («В гостях у ветерана Великой Отечественной войны», «Открытие памятника», «Вечный огонь», «Наша школа», «Национальная библиотека Беларуси», «Выполнение эскизов декора предметов разной формы и назначения: «Ивенецкие узоры», «Оговские сундуки (куфры)», «Слуцкие пояса») и др.

Для эффективной реализации воспитательного потенциала учебного предмета необходимо создавать на учебных занятиях атмосферу творческого поиска, эмоционального восприятия предметов окружающей действительности и произведений искусства, поиска учащимися способов художественного самовыражения.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, способствуют формированию национального самосознания.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения (создание проблемных ситуаций, деловая игра, викторина, моделирование художественно-творческого процесса и др.).

Обращаем внимание, что обучение изобразительному искусству в IIV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

В течение учебного года учитель должен вести систематический учет результатов учебной деятельности учащихся. Форму и вид фиксации результатов усвоения учащимися умений и навыков, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Изобразительное искусство», учитель определяет самостоятельно.

По учебному предмету «Изобразительное искусство» выполнение домашних заданий не предусматривается.

В учреждениях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.

В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимально допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.

Для проведения факультативных занятий используются учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы, Допрофессиональная и профессиональная подготовка.

4. Организация методической работы

При планировании методической работы с учителями изобразительного искусства в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.

Для организации деятельности методических формирований учителей изобразительного искусства в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству в 2021/2022 учебном году:

учебные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» на 2021/2022 учебный год;

эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по изобразительному искусству.

2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:

анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;

организация работы методической сети учителей изобразительного искусства в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей изобразительного искусства рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по изобразительному искусству с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

визуализация учебной информации в образовательном процессе по изобразительному искусству;

воспитательный потенциал уроков изобразительного искусства;

использование учебных пособий для организации самостоятельной учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся;

повышение эффективности учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучающихся посредством визуализации учебной информации по изобразительному искусству;

формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебной информации по изобразительному искусству;

современные средства визуализации на уроке изобразительного искусства: проектирование урока, его проведение и анализ;

визуализация как средство развития творческих способностей, креативности учащихся;

приемы визуализации художественного образа, обеспечивающие продуктивное творческое мышление учащихся на уроках изобразительного искусства;

моделирование урока изобразительного искусства с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по изобразительному искусству в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

Комментариев нет:

Отправить комментарий